В группе компаний «Просвещение» прошла крупнейшая конференция по филологии.

 

Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в школе находились в центре внимания участников всероссийской научно-практической конференции, которая открылась 28 октября в московском офисе группы компаний «Просвещение».

В мероприятии приняли участие ведущие специалисты региональных институтов развития образования, муниципальных методических служб, председатели региональных ассоциаций педагогов русского языка и литературы из 74 субъектов Российской Федерации.

В работе конференции приняла участие Ожерельева Елена Степановна, старший методист «Центра развития образования Волгограда».

В программе трёхдневной конференции были заявлены: современные подходы и пути их реализации в преподавании русского языка, литературы и русского родного языка в школе, вопросы формирования и оценки функциональной грамотности школьников, особенности государственной аттестации, современная русистика, обучение в рамках системы дополнительного образования и многие другие вопросы.

 

Лучшие авторы и педагоги

Обращаясь с приветственным словом к гостям конференции, генеральный директор «Просвещения» Дмитрий Климишин отметил, что спикерами на мероприятии выступят представители авторских коллективов учебников издательства по русскому языку, литературе и русскому родному языку.

«Наши авторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростовской области, Ярославля, Красноярска, Воронежа, Крыма готовы вместе с вами обсуждать актуальные вопросы филологического образования, в частности вопросы преподавания в школе русского языка, литературы и русского родного языка», – указал Дмитрий Климишин.

 

Новый предмет «Русский родной язык»

О содержательных и методических аспектах нового предмета «Русский родной язык» шла речь в презентации профессора кафедры русского языка, современной русской и зарубежной литературы Воронежского государственного педагогического университета Ольги Загоровской.

«Русский родной язык» – это абсолютно новый предмет. Он отличается от традиционного курса «Русский язык» по целям, содержанию, статусу и месту в учебном плане, требованиям к результатам обучения и способам их оценивания. Предмет «Русский родной язык» ориентирован на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, но не на его замену», – указала она.

По словам Загоровской, основная цель нового предмета – формирование у школьников познавательного интереса и любви к русскому языку и через него – к родной культуре, осознание школьниками исторической преемственности поколений и своей ответственности за сохранение культуры народа.

«Новый предмет ориентирован на изучение русского языка как инструмента познания русской культуры и приобщения к русской культуре», – добавила Загоровская.

Она кратко охарактеризовала новый УМК «Русский родной язык», вышедший в «Просвещении». «В учебных пособиях присутствует чёткая система рубрик, есть много таблиц, иллюстраций. Практически все задания и упражнения носят практико-ориентированный характер и предполагают самостоятельную работу», – отметила эксперт.

О новом школьном предмете «Русский родной язык» и одноименном УМК издательства «Просвещение» рассказала доцент кафедры гуманитарных дисциплин ярославского Института развития образования Наталья Киселёва.

«Курс русского языка как родного не дублирует содержание основного курса русского языка и имеет преимущественно практико-ориентированный характер. Работа с пособиями УМК обеспечивает воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа», – отметила Наталья Киселёва.

Она представила обзор основных рубрик пособия, среди которых «Лингвистические заметки», «Из истории языка», «Моя Россия – о нашей стране», «Диалог культур – заимствования», «Круг чтения» и «Говорите правильно – орфоэпические нормы».

«Такие рубрики помогают нестандартно взглянуть на учебный процесс, разнообразить деятельность учащихся на уроках. Погружение в вопросы русской культуры и ментальности на примерах иллюстраций, высказываний известных личностей, стихотворений, цитат из словарей помогают развитию не только аналитических и коммуникативных навыков, но и учат ребят мыслить, а также задумываться о философских и культурных вопросах», – добавила эксперт.

Заключительный день конференции был посвящён современному контексту функционирования русского языка и особенностях проектирования учебных курсов по русскому языку и русскому родному языку.

 

Работа с текстом и «цифра»

«Грамота – это основа образования, а русский язык и литература – его важнейшие направления», – заявила в своем вступительном слове главный редактор «Просвещения» Надежда Колесникова. Она обратила внимание участников конференции на первую и главную проблему современной дидактики – умение прочитать и понять задание. «Потеря детьми навыка понимания и анализа текста приводит к проблемам и в других предметных областях», – указала Надежда Колесникова.

Она отметила, что с внедрением цифровой образовательной экосистемы учебник станет навигатором образовательного пространства, тем «устройством», которое будет при необходимости отсылать на различные платформы, где учащиеся смогут сами отрабатывать материал. «При этом как телевидение не убило театр, так и бумажный учебник останется в нашей дидактике как культурное основание. Поддержание высокого интереса учащихся к русскому языку и литературе, сочетая «цифру» и бумагу, – вот то, к чему нужно стремиться», – резюмировала Надежда Колесникова.

 

Фонохрестоматия и литературная карта России

Доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ Виктор Журавлёв и ведущий научный сотрудник лаборатории общего филологического образования Института развития стратегии образования РАО Наталья Беляева уделили внимание обновлению содержания и методического сопровождения УМК «Литература».

По словам Журавлёва, обновление и доработка УМК по литературе является логичным шагом. «Программа по литературе с каждым годом и каждым классом призвана постепенно усложняться и подводить детей к анализу и интерпретации текста», – сказал эксперт.

Он отметил, что в рамках работы над данным УМК была предпринята первая попытка создать так называемую фонохрестоматию. «Фонохрестоматия – это не просто набор аудиовизуальных контекстов к произведениям литературы, а способ научить учащихся думать и анализировать. Сопоставляя авторское отношение к тексту с интерпретацией режиссера, композитора, актера, учащиеся учатся находить различия, сравнивать, делать выводы – одним словом, думать», – сказал он.

Кроме того, были сделаны первые шаги в создании литературной карты России – теперь учебники будут предоставлять информацию не только о биографии писателей или поэтов, но и об их родных или значимых для них местах, о музеях, заповедниках или выставках, посвящённых тем или иным литературным героям. «Создание такого историко-культурного фона играет важнейшую роль в развитии компетенций учащихся», – указал Виктор Журавлёв.

Наталья Беляева говорила о новом подходе к составлению поурочных разработок и методических пособий к УМК «Литература». «Важно не только приучать детей читать на уроках литературы, но и давать им мотивацию, учить искать информацию и получать результат самостоятельно», – отметила эксперт.

Она указала на все возрастающую роль, которую информатизация играет в системе образования. «Интернет – это огромное информационное поле, – говорит Наталья Беляева. – Важно сделать из этой просто информационной образовательную среду. Необходимо создание специальных учебных ресурсов, на которые можно будет давать ссылки, чтобы учащиеся могли сами проделывать проектную и исследовательскую работу по проверенным источникам».

 

Готовимся к PISA

О международном исследовании по модели PISA и успешных педагогических практиках участникам конференции рассказала Ольга Логинова, руководитель центра развития и управления качеством продукта «Просвещения».

«PISA проверяет не столько предметные знания, сколько умения применять их в новых ситуациях, на практике решать задачи из разных сфер деятельности, работать в команде. Как показало это международное исследование, российские школьники обладают значительным объемом знаний, однако не умеют ими пользоваться. Поэтому важно повышать уровень функциональной грамотности», – отметила Ольга Логинова. По ее словам, педагогам нужно создавать ситуации, которые мотивируют школьников учиться и сотрудничать: давать задания на работу в парах и малых группах, а также на само- и взаимооценку.

«Критерии построения правильного учебного процесса выделить сложно, поэтому проще сказать не как нужно, а как не стоит выстраивать уроки — не стоит держаться четких критериев верно/неверно и слепо следовать намеченному плану. Учитель должен быть пластичен и по-своему креативен, и именно так можно научить тому же и детей», – поделилась Ольга Логинова.

Повысить уровень функциональной грамотности обучающихся поможет серия изданий издательства «Просвещение». Среди них пособия с исследовательскими и проектными заданиями по разным предметам, многофункциональные задачники по алгебре, геометрии, географии, русскому языку, сборники метапредметных заданий.

 

10 тыс. заданий и подготовка ЕГЭ

Начальник отдела социально-гуманитарного образования МЦРКПО, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы ЕНАП Роман Дощинский рассказал об открытом банке оценочных средств по русскому языку, который размещен на портале Федерального института педагогических измерений.

«Открытый банк включает более 10 тыс. заданий по основным разделам курса русского языка «Чтение», «Письмо», «Слушание», «Говорение», «Основные разделы науки о языке», включая задания с устной формой ответа, а также 58 контрольных измерительных материалов для проведения итоговых работ для начального общего, основного общего и среднего общего образования», – отметил Роман Дощинский. По его словам, главные потребители этого банка – разработчики государственной итоговой аттестации и сотрудники региональных центров качества. Однако он будет полезен и многим учителям при построении учебных занятий.

О том, как подготовить учащихся к итоговой аттестации по русскому языку, какие учебные пособия доказали свою эффективность рассказал заведующий кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института им. А.П. Чехова Андрей Нарушевич. По его словам, готовить к экзаменам нужно уже в основной школе. «Только долгосрочные проекты бывают успешными», – указал Нарушевич, автор УМК «Русский язык» и «Русский родной язык». Он рассказал об интересных заданиях для подготовки к ЕГЭ и типичных ошибках учащихся.

 

«Живая классика»

Перед собравшимися выступила также президент Фонда конкурса юных чтецов «Живая классика» Марина Смирнова.

«Живая классика» помогает ребенку найти свою любимую книгу, свое отражение в литературном произведении. Не секрет, что книги, которые прочитал ребенок, могут очень сильно на него повлиять. Психологизм выбора детьми того или иного текста очень глубок», – отметила Смирнова.

По ее словам, Фонд конкурса «Живая классика» является организатором образовательных и культурных проектов, которые охватывают десятки регионов России и десятки стран мира. Цель этих проектов – повышение популярности современной и классической литературы во всем мире.

«Мы также создали приложение, которое помогает ребенку найти книгу, подходящую именно ему. Программа подбирает героев разных произведений, похожих на придуманных детьми персонажей. В систему загружено уже около 500 книг», – рассказала президент Фонда.

 

 

О методиках преподавания русского языка

Профессор кафедры методики преподавания русского языка МПГУ, соавтор УМК «Русский язык» Алевтина Дейкина представила современные подходы и пути их реализации в преподавании русского языка в средней школе. Среди наиболее актуальных подходов она выделила аксиологический, системно-деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный, когнитивно-семантический, средовой.

В частности, аксиологический подход в школьном образовании актуален в силу ряда причин: общественно-социальных перемен 90-х годов ХХ века, когда отмечалось снижение внимания государства к сфере образования, особого значения русского языка для сохранения государственности, статусной роли родного языка для интеллектуального и духовно-нравственного развития личности.

По словам Дейкиной, сегодня можно говорить о том, что сложилась аксиологическая лингвометодика, под которой понимается преподавание русского языка путем реализации ценностного подхода как стратегии обучения.

Говоря о когнитивной концепции изучения русского языка, Алевтина Дейкина отметила, что методическая задача современного лингвистического образования – представить новое знание, используя следующие когнитивные тактики: ситуации, задачи, проблемные вопросы, диалог и др., что позволяет усилить механизм познания.

 

«Скорая помощь по русскому языку»

Заведующий кафедрой методики преподавания русского языка МПГУ Владислав Янченко рассказал об обучающем потенциале рабочих тетрадей «Скорая помощь по русскому языку» издательства «Просвещения» для 5-9 классов. По его словам, эти тетради – инструмент развития познавательного интереса к русскому языку.

«Рабочая тетрадь обладает большим потенциалом в деле развития познавательного интереса школьников к учебному предмету», – пояснил Янченко. Он привел несколько конкретных примеров, разобрав с аудиторией задания по орфографии, морфемике и синтаксису. Особое внимание в рабочих тетрадях уделяется упражнениям, в которых подчеркивается важность русского языка и русской культуры в современном мире.

 

Главное – мотивация

Заместитель директора красноярского Центра качества образования, заслуженный педагог Красноярского края Любовь Рябинина говорила о том, как мотивировать учащихся на уроках русского языка. По ее словам, к сожалению, практика показывает, что уже во 2 классе у многих детей отмечается снижение интереса к изучению русского языка.

«Одна из причин такой ситуации заключается в том, что дети не осознают, что тот язык, который преподается в классе, это тот же самый язык, на котором они говорят в повседневной жизни», – отметила Любовь Рябинина. По ее словам, разбор упражнений, связанных с реальной жизнью, формирующих у учащихся на уроках русского языка «пользовательские» умения, помогает мотивировать ребят, вовлечь их в работу и изменить собственную речь.

 

Русский язык в современном мире

Для того, чтобы спроектировать учебник и учебное пособие нужно понимать какие самые важные, самые актуальные направления сегодня есть в преподавания того или иного предмета. Для предметов русский язык и русский родной язык контекст задают нормативные документы такие, как  Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, а вот реализация этих документов напрямую зависит от контекста в котором ведется преподавание русского языка в школе — это снижение речевой культуры, изменения в речевом общении школьников —виртуализация общения, утрата значимости чтения, невысокая читательская активность, изменения в самом процессе чтения — текст переносится с бумаги на дисплеи.

«Мы определяем актуальные направления и ориентируемся на них при проектирования школьного курса русского языка и русского родного языка, мы уделяем большое внимание работе с текстами разных жанров, развитию функциональной грамотности» — рассказал канд. пед. наук, заместитель заведующего лабораторией филологического общего образования «Института стратегии развития образования РАО» Ольга Александрова.

 

Структура учебника

Об архитектонике УМК по русскому языку и русскому родному языке, разворотному принципу и преемственности алгоритмизации представления материала рассказал Андрей Нарушевич, канд. филол. наук, заведующий кафедрой русского языка Таганрогского института им. А. П. Чехова:

«У учебника должен быть особый алгоритм представления информации: каждый параграф начинается с орфографического практикума, где прорабатываются слова из предыдущего параграфа, каждое окошко на развороте носит особую задачу: разворот учебника — это единое смысловое пространство, где можно находить и собирать новые и новые смыслы, где каждое упражнение и каждое окошко способствует раскрытию общей темы».

 

О культуре речи

Культура речи является важнейшим аспектом содержания УМК по русскому языку и русскому родному языку. Канд. пед. наук, старший научный сотрудник «Института стратегии развития образования РАО» Юлия Гостева рассказала собравшимся о логике и принципах подачи материала в учебно-методических комплектах:

«Мы должны обучить детей осознанной культуре речи, чтобы они могли поправлять сами себя: «это не так, я должен себя поправить». Во всех комплектах основная специфика представления информации — весь лингвистический материал связан с «языковым вкусом эпохи», он отражает современную речевую ситуацию и современные речевые проблемы. Логика подачи в учебнике — это рубрика «Культура речи» Но реализация этого аспекта не ограничивается одной рубрикой: с 5 класса начинается целенаправленное предъявление ученикам всех видов норм, основных правил по всем уровням языка».

В заключение конференции к участникам обратилась вице-президент по издательской деятельности «Просвещения» Виктория Копылова:

«Мы с вами присутствуем при том самом моменте, когда новый предмет, новый подход рождается на наших глазах. И это благодаря нашей с вами совместной работе: мы всегда говорим, что «Просвещение» существует для учителей, для тех, кто работает с учителями, и мы всегда открыты к тому, чтобы отвечать на ваши вопросы и сотрудничать».