На базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 Краснооктябрьского района г. Волгограда» 17 февраля 2023 года состоялся городской семинар-практикум для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений Волгограда по теме: «Нормативные изменения в системе дошкольного образования: переход на Федеральную Образовательную программу».

Корепанова Марина Васильевна, заведующий кафедрой педагогики дошкольного образования, декан факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», доктор педагогических наук, профессор познакомила участников семинара с Федеральной образовательной программой как стратегией и механизмом обновления дошкольного образования, с изменениями в образовательной программе дошкольного образования, закреплёнными Федеральным законом от 24.09.22. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статье 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Марина Васильевна заострила внимание участников семинара на основных различиях, которые внесены в Федеральную образовательную программу и её отличия от примерных основных образовательных программ дошкольных организаций.

ФОП ДО ПООП ДО

Является нормативным правовым документом, равным по статусу ФГОС ДО

Носит рекомендательный характер (утв. на заседании ФУМО по общему образованию)

 

Федеральная образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 2 ноября 2022 г (регистрационный № 70809). Приказ Министерства Просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». Зарегистрировано Минюстом 28 декабря 2022 г. № 71847.

Марина Васильевна также сделала сравнительный анализ структуры ФОП и ПООП

Структура ФОП и ПООП (сравнение)

Раздел

ФОП ДО

ПООП ДО

Целевой

1. Пояснительная записка:

·  цели и задачи;

·  принципы и подходы к формированию программы.

2. Планируемые результаты, представленные в виде целевых ориентиров.

3. Педагогическая диагностика достижения планируемых образовательных результатов

1. Пояснительная записка:

·                     цели и задачи;

·       принципы и подходы к формированию программы.

2. Планируемые результаты, представленные в виде целевых ориентиров.

3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе.

Содержательный

1. Федеральная рабочая программа образования:

·                     пояснительная записка;

·  задачи и содержание образования по образовательным областям;

·  взаимодействие взрослых с детьми;

·                     взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся.

2. Программа коррекционно-развивающей работы

3. Федеральная рабочая программа воспитания:

·                     пояснительная записка;

·                     целевой раздел;

·                     содержательный раздел;

·  организационный раздел.

1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

2. Взаимодействие взрослых с детьми.

3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.

4. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

Организационный

1. Описание условий реализации программы:

·  психолого-педагогические;

·                     организация РППС;

·  материально-техническое обеспечение;

•  Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации ФОП;

·                     кадровые.

2. Режим и распорядок дня в дошкольных группах.

3. Федеральный календарный план воспитательной работы.

1. Описание условий реализации программы:

·  психолого-педагогические условия;

·  организация РППС;

·  кадровые условия;

·  материально-техническое обеспечение;

·  финансовые условия.

2. Планирование образовательной деятельности.

3. Режим и распорядок дня в дошкольных группах

ДОО предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности.

  • В зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива и др. участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей, возрастных возможностей.
  • Реализация Программ, направленных на обучение и воспитание, предполагает их интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учетом принципов, зафиксированных во ФГОС ДО.
  • При соблюдении требований к реализации Программ и создании единой образовательной среды создается основа для преемственности уровней дошкольного и начально общего образования.

Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

  • К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Структура описания по образовательным областям представлена в соответствии с возрастом:

В каждой образовательной области сформулированы задачи, содержание образовательной деятельности для освоения каждой возрастной группой (от 2 мес. до 1 года…от 1 года до 2 лет, от 2 лет до 3 лет, от 4 лет до 5 лет, от 5 лет до 6 лет, от 6 лет до 7 лет).

Основные общеобразовательные программы подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 года.

ДОО имеет право до конца учебного года работать по существующей в настоящее время основной образовательной программе

Последний возможный срок утверждения новой ООП – 31 августа 2023 года

В семинаре-практикуме принял участие 135 старших воспитателей из 135 муниципальных образовательных учреждений Волгограда, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Городской семинар-практикум вызвал положительные отзывы у педагогов, участников мероприятия.

Т.П. Белова, старший методист