На базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 Краснооктябрьского района г. Волгограда» 17 февраля 2023 года состоялся городской семинар-практикум для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений Волгограда по теме: «Нормативные изменения в системе дошкольного образования: переход на Федеральную Образовательную программу».
Корепанова Марина Васильевна, заведующий кафедрой педагогики дошкольного образования, декан факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», доктор педагогических наук, профессор познакомила участников семинара с Федеральной образовательной программой как стратегией и механизмом обновления дошкольного образования, с изменениями в образовательной программе дошкольного образования, закреплёнными Федеральным законом от 24.09.22. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статье 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Марина Васильевна заострила внимание участников семинара на основных различиях, которые внесены в Федеральную образовательную программу и её отличия от примерных основных образовательных программ дошкольных организаций.
ФОП ДО | ПООП ДО |
Является нормативным правовым документом, равным по статусу ФГОС ДО |
Носит рекомендательный характер (утв. на заседании ФУМО по общему образованию)
|
Федеральная образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 2 ноября 2022 г (регистрационный № 70809). Приказ Министерства Просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». Зарегистрировано Минюстом 28 декабря 2022 г. № 71847.
Марина Васильевна также сделала сравнительный анализ структуры ФОП и ПООП
Структура ФОП и ПООП (сравнение)
Раздел |
ФОП ДО |
ПООП ДО |
Целевой |
1. Пояснительная записка:· цели и задачи;· принципы и подходы к формированию программы.2. Планируемые результаты, представленные в виде целевых ориентиров.3. Педагогическая диагностика достижения планируемых образовательных результатов |
1. Пояснительная записка:· цели и задачи;· принципы и подходы к формированию программы.2. Планируемые результаты, представленные в виде целевых ориентиров.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе. |
Содержательный |
1. Федеральная рабочая программа образования:· пояснительная записка;· задачи и содержание образования по образовательным областям;· взаимодействие взрослых с детьми;· взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся.2. Программа коррекционно-развивающей работы3. Федеральная рабочая программа воспитания:· пояснительная записка;· целевой раздел;· содержательный раздел;· организационный раздел. |
1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.2. Взаимодействие взрослых с детьми.3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.4. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. |
Организационный |
1. Описание условий реализации программы:· психолого-педагогические;· организация РППС;· материально-техническое обеспечение;• Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации ФОП;· кадровые.2. Режим и распорядок дня в дошкольных группах.3. Федеральный календарный план воспитательной работы. |
1. Описание условий реализации программы:· психолого-педагогические условия;· организация РППС;· кадровые условия;· материально-техническое обеспечение;· финансовые условия.2. Планирование образовательной деятельности.3. Режим и распорядок дня в дошкольных группах |
ДОО предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности.
- В зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива и др. участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей, возрастных возможностей.
- Реализация Программ, направленных на обучение и воспитание, предполагает их интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учетом принципов, зафиксированных во ФГОС ДО.
- При соблюдении требований к реализации Программ и создании единой образовательной среды создается основа для преемственности уровней дошкольного и начально общего образования.
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
- К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Структура описания по образовательным областям представлена в соответствии с возрастом:
В каждой образовательной области сформулированы задачи, содержание образовательной деятельности для освоения каждой возрастной группой (от 2 мес. до 1 года…от 1 года до 2 лет, от 2 лет до 3 лет, от 4 лет до 5 лет, от 5 лет до 6 лет, от 6 лет до 7 лет).
Основные общеобразовательные программы подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 года.
ДОО имеет право до конца учебного года работать по существующей в настоящее время основной образовательной программе
Последний возможный срок утверждения новой ООП – 31 августа 2023 года
В семинаре-практикуме принял участие 135 старших воспитателей из 135 муниципальных образовательных учреждений Волгограда, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Городской семинар-практикум вызвал положительные отзывы у педагогов, участников мероприятия.
Т.П. Белова, старший методист